Домбай-Теберда-Муха. История одного полета.

Дело было 2 марта 07 г. в пятницу. Именно пятницу ждали все, так как только в этот день работает в Теберде рынок где можно очень дешево купить свежего мяса и наесться до отвала шашлычком. Встав пораньше, из нашей группы были выделены парламентеры для закупки мяса у местного населения. Остальная группа туристов в количестве 8 чел решила нагулять аппетит к обеду, для чего отправились в поход по Мухинскому ущелью, благо дорогу прочистил гусеничный БТР. Было пасмурно, но солнышко иногда проглядывало. Тут то все и началось:
- Раз уж мы идем в гору, сказал я, то было бы глупо не взять с собой параплан. А поскольку в этом ни кто ничего, то возражений не последовало. Развивая свою мысль, я сказал: - Если взять тандем, то обратно кому-то можно легко слететь, а не идти пешком. На данное предложение откликнулся Серега - криминалист из Москвы, Вот с ним то мы и разделили ему крыло, мне две подвески и рацию.
Углубившись в ущелье, мы изрядно высоко забрались, как нам показалось, и поскольку в пути провели четыре часа, основная группа решила возвращаться к обеду той же дорогой, а мы параллельной, но только не вниз, а вверх к выходу из ущелья на реку Теберду.
– Идти галсами, сказал Серега, очень легко, так что к обеду мы будем первыми. Забыл сказать, что за нами увязались три бродячие собаки, которые очевидно решили, что двум человекам с такими огромными мешками одним столько не съесть. Далее стало теплее: крутизна склона достигла сравнимой с парком Швейцария. Отрог, по которому мы продвигались, оказался изрезан множеством оврагов.
Прошло четыре часа. Кажущиеся снизу сухостойные деревца оказались поваленные лесным пожаром соснами в полтора человеческих обхвата. Ветер усилился до 5 мс, солнце скрылось за сплошной пеленой. Мы поставили себе новую задачу – вернуться к шашлыкам, запланированным на 17.00 час., а через некоторое время к ужину к 19.00 час.
Прошло еще два часа. Наш путь оказался завален снегом, спрессованным до состояния ледяных шариков. Если нога попадала рядом с поваленным стволом дерева, лежащим под снегом, то проваливаешься до подмышек. Поваленные деревья приходилось перелазить или использовать как мостики. На этом этапе мы сменили экипировку: - одели перчатки, ремнями и резинками перетянули брюки, шлемы давно уже были на головах. Я нашел себе палку, которую использовал как перекладину для опоры рук во время переползания на четвереньках снежных заносов - идти ногами все чаще не представлялось возможным. Да, собаки, нас сопровождающие начали скулить и тыкаться мордами в руки, на особо-крутых участках их приходилось переставлять с уступа на уступ. Зачем? – спросите вы, ну во первых начинало темнеть, восьмичасовая полоса препятствий отняла столько сил что перед глазами временами проплывали белые пятна и всерьез возникал вопрос ночевки и питания. Жажду, мы утоляли снегом, помещая его на язык в ожидании таяния. Ни спичек, ни ножа мы с собой не взяли, но вокруг было много острых камней.
– А может вернемся? – тут впервые спросил меня Серега. Но было уже поздно! и я уверенно ответил, что для парапланериста это обычное дело и такое случается почти каждую неделю, да к тому же мы сэкономили 300 рублей на подъемниках. И к тому же если не сделаем это сегодня, то завтра придется лезть сюда по новой.
Прошло еще два часа. Про шашлык, и ужин можно было забыть. Стемнело изрядно, хотя впрочем, метров на 300-400 все видно. Ветер усилился до 9-12 м.с. к нему добавился дождь со снегом, который ветер приносил с параллельного отрога.
- А в снегопад с дождем разве можно летать? – не унимался криминалист.
- Можно! - уверенно ответил я. А сам ощутил как правая часть желудка начинает переваривать левую.
Продолжать путь вдоль отрога, как предлагал Серега, галсами стало невыносимо из за глубокого снега в оврагах и мы решили долезть до вершины и идти по отрогу до его оконечности выходящей на реку, где я еще снизу приметил лысую площадку для старта. Надежды не оправдались – мы уперлись в отвесную каменную глыбу. Вот тут то всерьез пришлось задуматься над возвращением назад. Видимо Серега в меня очень верил, поэтому мысль о возвращении высказывал не чаще чем раз в десять минут. На вопрос КАК он себе это представляет? он уже собрался сесть на рюкзак и скатиться вниз. Забыл сказать, Серега классно катается на сноуборде. Пришлось обратиться к здравому смыслу и вариомерту, который показывал перепад 1200 метров. Продолжили свой путь по почти отвесной стене, предварительно вырубая себе ступени носками ботинок. И тут была ниспослана мысль: «ЩАА!- или никогда».
Нашли более-менее ровную площадку. Правда рюкзак на ней не лежал – уползал или скатывался вниз – приходилось держать его ногам. Вот ОНО – счастье полета: ветер 9-12 м.с. со снегом и дождем, сумерки с ограниченной видимостью, отсутствие мест для посадки – сплошные деревья и скалы. Отдохнули минут 10, застегнули подвески, шлемы и Вот она проблема: крыло на ветру вырывает из рук, а в промежутках между порывами ветра крыло сползает в ущелье. Что делать? – решение пришло само собой. Правильно Крыло нужно закопать в снег, чем мы и занимались минут пятнадцать. И вот все готово: Два падонка-отморозка стоят на пронизывающем ветру на вершине горы, тонкие стропы прячутся под снегом, в подвески один запасной парашют на двоих. Свободные концы переднего ряда в руках, клеванты придерживаю двумя пальцами. Я не очень помню, а Серега все, напевал и вспоминал какой то фильм о войне - «Служили два товарища» вроде.
- А что значит «Господи помилуй»? – спросил меня Серега.
- Аа, это такая парапланерная поговорка, которая означает, что если господь видел как мы до сюда добирались, то он просто не даст нам с тобою сегодня умереть. – улыбаюсь и отвечаю я.
Старт. Чуть стихло - Бежать!!! Кричу я скорее себе, ведь Серега и так стоит еле держится – его даже толкать не надо и дергаю передний ряд. Бежать не куда не пришлось, как только крыло показалось из снега, нас оторвало от земли и кинуло вверх метров на пятьсот и продолжало поднимать.
- Меня тошнит! – начинает рыгать Серега.
- Это потому, говорю я, что мы не обедали. – и похлопал друга по плечу – С первым полетом тебя!
Как снизиться? Правильно уши, в-срыв - я согласен. Смотрю наверх и вижу: от такого заброса наши коромысла сложило, отчего мы с Серегой стали еще ближе друг другу, а свободные концы просто недосягаемы. Ну, думаю надо отойти от отрога из зоны динамика – это было ошибкой! Оказавшись между двумя отрогами мы видимо попали в.. в.. в такую ж.., не могу подобрать слов. Крыло неоднократно складывалось, подворачивалось на 50 процентов, я ловил его перед собой, и часто видел почему то слева, и неоднократно сознательно срывал и сваливал назад не давая завязаться
- А можно я буду фотографировать? – спросил криминалист Серега.
- Конечно, фотографируй. – как тут откажешь другу может быть в последнем желании.
- А, что значит «все нормально, мы падаем»? – не унимался друг и признался, что он опять хочет поблевать.
Я стал уходить влево над рекой, где надеялся уйти из зоны динамика и ротора. Встал против ветра и стал ждать. Высота потихоньку таяла. Тут я заметил, что рук уже не чувствую, а перчатки обледенели и не сгибаются. Серега, увидев мое беспокойство, сразу же отдал мне свои варежки, которые так же обледенели, а я велел ему спрятать руки в подмышки. Почему бы и мне не спрятать руки? – да потому, что как только я попробовал бросить клеванты, крыло стало терять стабильность и начинало демонстрировать свою гибкость и изворотливость. Вот она земля, каких то 100 -150 метров. Однако встречный ветер, как в трубе не только не позволял пробиться вперед, но и прилично сносил назад. Место для посадки приходилось выбирать повернув голову на 180 градусов. От места у источника минеральной воды, куда я намеревался сесть нас снесло где то на километр. Садиться на реку? Там валуны, вода – опасно. Давай в деревню, если Он видит – все будет нормально. 10, 9, пол метра, клеванты почти отпущены. Садимся на улицу между двумя заборами. Ноги касаются земли, руки вниз, подушечкаааа – нас выкидывает метров на 10 и прикладывает о шиферную крышу дома, оттуда в какой то сарай – тишина. Поднимаю руки, чтобы поправить свалившийся на глаза шлем и… (крыло еще дышало своей особенной жизнью) нас выдирает из этого сарая, я чувствую как головой пробиваю какую то гнилую балку – (спасибо старому мотоциклетному шлему), опускает на огород с торчками от прошлогодней капусты и тащит до того момента пока крыло не оборачивается вокруг детских качелей – вот уж поистине «крылатые качели».
- Живой? Бум! –пинаю Серегу.
- Живой.
- Целый?
- Целый. – удивил.
Казалось бы все. Но р у к и! Сняв перчатки я засунул руки в подмышки, к ним начала возвращаться чувствительность, я согнулся головой к коленям и не мог пошевелиться. – настоящие отморозки меня поймут.
За несколько минут пока мы отогревались, сбежались местные жители ближайших домов и очень обрадовались, что на их крышу мы не попали. А когда спросили – Откуда вы? Серега честно ответил – С Москвы.

PS: Крыло Танго-42
_________________
Ваш Сергей Артюхин
"Серенький"

Украдено отсюдова, комментарии можно оставить там же.

Истории

Форум

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz