Cив в турции.

Подготовка к выезду на север Индии, штат Химачал Прадеш, в тибетскую колонию Бир описана здесь:

http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=499607

А свой рассказ я начну с полётов, т.к. за ними я и стремился в Гималаи.

Старт на высоте ~2400 м.

Посадка ~1400 м.

В дни с лётной погодой база облаков была на высоте ~3400~3700 м.

Большая часть пилотов и я пользовались только «нижним» стартом, т.к. в подъеме на «верхний» старт не видели ни какой необходимости.

Стартовая площадка ровная, покрыта плотной травкой. Местами стартовая площадка заминирована священными коровами. Замечено, что раскладка параплана поверх лепёшки на 23,7% увеличивает результативность стартов.

Для тех, кто стартует со склонов и летает в динамике, старт ни какой сложности, кроме психологической, не представляет.

На старте, как правило, слабый ветер, вызванный термической активностью, либо штиль. Бежать, наполняя, нагружая и разгоняя крыло, требуется активней, чем в наших краях, т.к. воздух разряжен. Взлётная площадка короткая и заканчивается практически обрывом, по этому до точки невозвращения нужно убедиться, что крыло вышло над головой, вышло без крена и завязок.

Стартовать не сложней, чем в Нижегородском парке Швейцария в штиль, или в слабый ветер.

Параплан в небе Индии Виталий в полете
 
   

Перед стартом, в ложке всегда дежурил восходящий поток, в котором, набирая высоту и протягивая спираль по отрогу движешься в направлении основного хребта, а дальше, либо в сторону г. Манди и высокогорной ж/д станции, либо в сторону г. Дарамсала, красного храма и снежной вершины в которой люди с развитой фантазией видят большое лицо…

По рекомендациям друзей на первый день я воспользовался радиоподдержкой со стороны Е.Грязнова, о чём ни разу не жалею, т.к. лететь под присмотром опытного пилота, знающего те края, как свой дом, комфортней, результативней и безопасней. А вечерний разбор полётов авторитетно клеймит все причины успехов и неудач.

За день до нашего приезда прошёл дождь и в первый полёт мы были встречены "бомбовой" погодой (восходящими потоками ~+7,5 м/с и нисходняками -4).

Не имея опыта полёта в горах, я недостаточно быстро и с малым креном ввинчивался в узкие потоки, прошивая их, либо вываливаясь из потока на широких спиралях, за что сразу награждался сложением.

Наполучал и фронталок, и ассиметричек, и каскад был, и перекомпенсация со срывом, и сквозь стропы летал, и переднюю кромку крыла в руках подержал. В общем, ошибок набралось на SIV курс над горной твердью. Высоты над рельефом было предостаточно, поэтому сложения не сильно напрягали и подвеска с коконом оставалась сухой, а желания прервать полёт не возникало.

В каскаде сложений с кокпита сбило шар-компас; хорошо, что в облаке я успел побывать до его потери и больше в облака не лез.

Удивительно, но первый лётный день, не смотря на сильную погоду прошёл без лётных происшествий (если мне не изменяет память), а в дни с более лояльной к пилоту погодой начались травмы.

Во второй день большинство пилотов полетело брать г. Дарамсала, а я решил взять Train station. Взял, с возвращением и посадкой на штатный лэндинг. В момент полёта рация начала сообщать о применении запаски пилотом Карамбой, неудачной посадке и подозрением на перелом пятки. Баску, летевшему вблизи от места посадки Карамбы пришлось прервать полёт в Дарамсалу и приземлиться для оказания помощи пострадавшему. Началась спас. операция: сбор документов, переговоры со страховой компанией, спуск Карамбы с километровой (над долиной) высоты, доставка в госпиталь и т.д.

В тот же день рация голосом Льва Кирина сообщает о нештатной посадке и подозрении на перелом позвоночника. Подробности этой истории можно найти здесь: http://paraplan.ru/forum/viewtopic.php?t=53845

Были и дни с медленным развитием погоды, в один из которых (3-й полётный день) я не смог перепрыгнуть на следующий по маршруту отрог, вернулся в ложку на хребте, над которой 5 минут назад набирал высоту, но попал не в фазу. Потока не было, точнее, был, но нисходящий. Пытался сесть на чашеобразную поляну с торчащими камнями в вершине хребта, но пролетел и под зауныльную песнь Браунигера просел в верхней, примыкающей к основному хребту части ущелья, пригнездившись на дерево. Можно было избежать гнездования, но по своей неопытности, доверяя страшным рассказам об аэрологии ущелья, опасался в нём лететь в сторону долины и до последнего искал восходящий поток ближе к хребту.

Ущелье Виталик на фоне крыла. Крыло на фоне дерева
   

Позже, в один из следующих лётных дней, проверяя страшилки перелетал через ущелье от отрога к отрогу; нарвался на ротор и слив; попал в парашютирование, но быстро прекратил это безобразие, толкнув "А" ряды, после чего вылетел из негостеприимного места в сторону долины.

Продолжу про гнёзда. Свив гнездо, доложил по рации о том, что не пострадал и помощь не требуется. Каждые 5-10 минут выходил на связь, подтверждая информацию.

Работал на дереве пилой и спускался вниз с использованием альп.страховочной системы, карабина, восьмёрки и верёвки. Рекомендую каждому пилоту иметь такой комплект (места занимает мало, зато любые джунгли - лэндинг).

С воздуха меня увидел индийский пилот, который смог сесть на вершине и оказал мне помощь в разборках с деревом. Ну как помощь, в общем то на него я и возложил остаток работы, занявшись, как и положено белому человеку, фото и видеорепортажем.

После освобождения крыла из древесного плена, предотвращая увлекательное вечерне-ночное пешее путешествие по ущелью в сторону цивилизации, удалось стартовать с гор и долететь до долины.

Индийскому Другу СПАСИБО!

3 первых лётных дня описаны здесь: http://paratoha.livejournal.com/10186.html#cutid1

Продолжение: http://paratoha.livejournal.com/10337.html

http://paratoha.livejournal.com/10732.html

Равнинная техника полётов в горах не подходит. Как я писал ранее, потоки узкие и достаточно сильные; при обработке таких узких потоков плоской широкой спиралью вываливаешься из них и предотвращаешь, или расправляешь сложения. В первый же день Е.Грязнов и Тоха вбили мне в голову, что ещё до сигналов от вариометра, почувствовав подъем, необходимо сразу решительно и узко закручивать, всем весом переваливаясь в подвеске и не стесняясь давить внутреннюю клеванту, что и стал делать. Крутился на большой скорости, с приличным креном, с перегрузкой и при этом поднимался вверх. Перестал вываливаться из потоков => отпала необходимость бороться со сложениями (подскладывало, но редко, предсказуемо и без изменения курса). Самое безопасное место - внутри восходящего потока.

Влетавшись осмелел и позволял себе в поисках потока на малой высоте подходить к прогретым скальникам и набирать в восходящих пузырях у рельефа.

Полёты в Бире очень предсказуемы:

на каждом триггере восходящий поток;

под развивающимся облаком поток;

где орлы набирают - поток;

рядом с сильным потоком сильный слив;

потоки на отрогах, как правило, наклонены в сторону основного хребта;

ветер со стороны солнца (утром со стороны Манди, вечером с Дарамсалы);

в обед от хребта динамик;

с солнечной стороны отрога или хребта поднимает, с теневой стороны сливает, роторит и т.д.

В долине тоже формируются восходящие потоки, в которых можно набирать высоту и летать вполне приличные маршруты. Долины окружены холмами, которые работают как триггер и практически гарантируют восходящий поток.

С точки зрения потоков в солнечную погоду, Бир - рай для парапланериста.

При всей кажущейся логичности и псевдопростоте полётов, не нужно забывать про "подводные камни".
В горах не малую опасность начинает играть усталость. Продолжительные полёты в условиях, которые заставляют тебя быть максимально сконцентрированным, заставляют тебя РАБОТАТЬ и наказывают за каждую ошибку, утомляют, и это нужно учитывать. После нескольких часов напряжённой работы в разряженном воздухе, вероятность принятия ошибочных решений ЗНАЧИТЕЛЬНО возрастает. И это очень актуально на завершающей стадии полёта, когда уже рукой подать до лэндинга, и ты невольно расслабляешься, снижая степень активной безопасности.

С посадками ситуация следующая: есть проверенные, штатные посадки, не попасть на которые сложно, но если приходится садиться не на штатную посадку, то это лотерея. Индия буквально опутана проводами, причём с воздуха их, как правило не видно. Если повезло, и нет проводов, то в тех краях вас обязательно поджидает кривой рельеф с каменюгами, деревья, или чеки. Чеки представляют собой продолговатые лоскуты (большие грядки), окруженные со всех сторон каменной стеной, которая может достигать метровой высоты. Чеки чаще всего ещё и терассы, т.е. находятся на склонах и один чек возвышается над другим. Врубиться в такую каменную преграду ногами или другими частями тела без последствий не получится. Ко всем прелестям чеков добавляется ещё и то, что они могут быть залиты водой, но с воздуха этого не видно.

Первое время сложно рассчитывать глиссаду на посадке, т.к. воздух разряжен, что непривычно, а при ветре приземный градиент в тех рельефных краях сложно-прогнозируем. В момент посадки крыло приходится тормозить значительно сильней, чем обычно. Т.е. необходимо менять привычные, наработанные навыки на новые, до получения которых можешь наделать дорогостоящих ошибок. Нужно уметь садиться с клевка, "на подушке", сорвав, или предельно затормозив крыло.

В ситуации, когда на желанный ровный пятачок не попадал, а вокруг не дружелюбный рельеф, я повторно выбрал для посадки крепкое дерево с ровной, развитой кроной (крыло и тушка пилота не пострадали, а ветки отрастут…).

Для большего понимания вопросов посадки в Бире прочитайте разбор лётного происшествия Ващенко Александра: http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=571200

Если вы приземлились не на штатный лэндинг, то добраться до Бира не сложно. В месте вашей посадки обязательно появятся местные (они там везде; Индия перенаселена). Большинство Индусов слегка владеют английским языком (Индия длительное время являлась Английской колонией; английский язык преподают в Индийских школах). Если вы не говорите на английском, или ни кто из окружающих вас индусов не говорит на английском, то просто набираете на своём сотовом телефоне номер Суреша, или Нуреша (их тел.номера возьмёте в отеле) и передаёте трубку аборигену. Через несколько минут за вами подъедет такси, которое довезёт вас до отеля в Бире. Если находитесь за хребтом, или не в той долине, в которой находится Бир, то можно воспользоваться автобусом. Добираетесь до ближайшей автобусной остановки и спрашиваете, на чём ехать до Безната. Безнат находится рядом с Биром, он больше Бира и его в отличае от Бира знают.
В Индии дешевле пользоваться местной сотовой связью. Для покупки симкарты вам потребуется 2 фотографии 3х4, копия первой страницы загр.паспорта, копия визы и заполнение анкеты. Так же можно оплатить на месяц безлимитный интернет и настроить его на телефоне (400 рупий).

Даже в отсутствие лётной погоды в северной Индии прекрасно!

 

В округе имеются древние индийские Темплы и десятки тибетских, разукрашенных яркими красками, увенчанных золотыми крышами монастырей~новостроек.

В горах очень красиво. Вершины покрыты снегом, на склонах красными цветами усыпаны Рододендроны. Пейзаж рельефен. Каждый клочок земли использован. Масса чайных плантаций. На чеках в это время года колосится пшеница. Прямо под окном моего номера спеет инжир…

 

Хватит про флору.

Фауна.

Аборигены в целом очень дружелюбны и в большинстве своём бескорыстны.

Индия. Индия.

Правда, попадаются упыри, которые называют вам необоснованно высокую цену за свою услугу, но таких нужно категорично ставить на место.

С покупкой товаров, а не услуг всё проще: цены наносятся на товар в момент его производства.

Если сравнивать индусов и непальцев, то большее уважение вызывают непальцы. Они держатся с достоинством, не торгуются, не мелочны, не обманывают, быстрей соображают, помнят информацию, ответственны. Индусы - противоположность непальцев - раздолбаи, но при этом жизнерадостные, позитивные и заискивающие перед белым человеком.

Индия перенаселена. Индусов много, работы мало. Проблема безработицы решается путем выполнения работы, которую у нас выполняют в одиночку, группой. Они даже одной обычной штыковой лопатой копают вдвоём и ни куда не торопятся.

За индусами нужно всё перепроверять, так как они ни о чём не заботятся и мозг не напрягают. Ни разу, ни в одном кафе индус-официант не мог правильно выполнить заказ, даже если каждый посетитель заказывал отдельно, самостоятельно написав заказ на отдельной бумажке и подписав её. Раздолбаи...

О макаках:

среди безграмотной живности макаки занимают верхнюю пищевую ступеньку; они выжили кошек, за счёт своей целеустремлённости, сообразительности и дисциплины в стае, могут противостоять остальным животным и многим индусам. Много макак на горных перевалах, где они получают пищу у проезжающих зевак и подкармливаются на помойках возле кафе и населенных пунктов.

По утрам из чайных плантаций на помойки выползают семьи мангустов, потомков того самого Рики-Тики-Тави.

Священные коровы, отличающиеся от наших полной бесполезностью, потому как не имеют вымя и есть их нельзя, тоже не брезгуют помойками.

В возведении локальных мини-помоек индусы преуспели даже больше нас, видимо, мотивированы и стараются для коров, мух, мангустов, макак и прочих так любимых индусами существ. Помойка – конектинг пипл энимал.

Индийская река – это тоже своеобразная помойка, ну и естественно в ней живут здоровенные священные рыбы, которых ни разу нельзя ловить, но можно подкармливать, чем мы и занимались, приехав к очередному Темплу (Фиш-Темплу). Самые отважные искупались в реке со священными рыбами. Я на такой подвиг не пошёл, т.к. река проходит через несколько населённых пунктов, из которых в неё попадает всякая индийская бяка, да ещё и сожженный прах своих умерших индусы так же отправляют в реку (по берегам стоят мангалы для сжигания тел).

Наши полёты проходили совместно с хищными пернатыми. И здесь главное не ошибиться. Орлы исправно показывали нам восходящие потоки, лишь изредка пугая пилотов заходом на встречный курс. Но это они не специально: летят, расправив крылья, рулят не задумываясь, смотрят на землю и не как не ожидают, что парапланеристы не такие манёвренные, как они. А вот подлых грифов-падальщиков стоит опасаться, т.к. эти хитрецы заманивают пилотов в ущелья, в ротора и в нисходящие потоки. Но их тоже понять можно: детей нужно кормить; всё в гнездо, всё в гнездо…

Тараканов я там не встречал, но в номерах вместо тараканов регулярно появлялись пауки с размахом лап от 5 до 12 см. Если бы не обсуждение на парафоруме этой безобидной породы пауков, то я бы не на шутку испугался их возможной ядовитости.

индийский паук

Еда в тех краях очень пришлась мне по вкусу и составом и способом приготовления и ЦЕНОЙ. По нашим меркам - кормят даром. Большая тарелка жареного барана=козла со сладким перцем, помидорками, лучком, баклажанчиком стоит 60 рупий, или ~40 руб.

Завтракал я вообще на 30 рублей, и нужно сказать - ПЛОТНО завтракал.

Первые 2 дня мы грешили эстетством, протирая все столовые приборы и края стаканов спиртовыми салфетками и возмущаясь многоразовости деревянных китайских палочек. День на 4-й брезгливость как рукой сняло. Адаптировались, проспиртовались и ни какая зараза нас не пугала.

По дороге из Бира в аэропорт Дели мы вообще совершили пищевой подвиг, остановив на пыльной дороге дедулю на велотелеге с дизельной соковыжималкой, засовывая в которую по 2 палки тростника и лимон, дедуля готовил мутное зелёное пойло за 5 рупий, которое подавал в стаканах ополаскиваемых в чане с грязной водой. Пили. Живы.

Средство дезинфекции и стимулятор лётной погоды - Алкоголь, продаётся только в специализированных лавках. Бутылка вполне съедобного рома 0,7 л. стоит ~110 рублей. Изредка (видимо оценивая степень трезвости покупателя) продавцы винных лавок под разными надуманными предлогами пытались продать ром по цене превышающей указанную на бутылке, и отказывались предоставить ром по правильной цене. Для предотвращения таких деяний со стороны индусов, пилоты стали сперва просить ром посмотреть, а когда ром был захвачен отсчитывали правильную, по мнению пилотов сумму и удалялись налаживать погоду поднимая за неё тосты. Вечера проводили в тибетском кафе за рассказами о полётах дня уходящего, планированием дня грядущего, обсуждением парапланерных баек и скачиванием треков с GPS. Из кафе часть пилотов на «счастье» европейским обитателям отеля Sangray перемещалась на его веранду, а часть в Bir Resort.

И, в рацию хором: Чёёрный воооорон, чтож ты вьёёоошься над моеейю го-ло-вой…

Утром европейцы не здоровались. Старожилы объясняют, что таковы издержки учебно-тренировочных сборов.

2-х местный номер в гостинице с горячей водой, электричеством стоит 300 рупий, т.е. ~200 руб. в сутки (по 100 руб. на человека).

В штате Химачал Прадеш масса буддистских монастырей, по которым мы и шатались в непогоду. Дважды, на целый день ездил в Дарамсалу, где с удовольствием бродил по лавкам с сувенирами, национальной тибетской одеждой, украшениями и прочим колоритным барахлом. Посещал и удалённые от основных улиц лавки, в которых можно купить не только сувениры.

Там же в Дарамсале находится резиденция высланного Китайцами из Тибета Далай Ламы, которая построена в современном стиле и впечатляет разве что красотой окружающего горного пейзажа с облаками, переваливающимися через вершины, покрытые хвойным лесом. Это культовое место со всего мира притягивает к себе паломников, хиппи, растаманов и прочий неформальный люд, который и заполняет узкие, пыльные улочки Дарамсалы с их многочисленными лавками, «бутиками», зазывалами и уличными попрошайками.

Буддистские монахи - пацифисты, чем мы и пользовались, беспардонно шарахаясь по территории различных монастырей, прогуливаясь по их апартаментам, залезая на крыши храмов в поисках хороших фото и видео материалов.

В 3-х часах езды от Бира в долине Кулу есть горячие источники и усадьба Рерихов, но эту поездку мы оставили на следующий раз.

Особо нужно отметить всё, что связано с индийскими дорогами. Машины максимально упрощены. На гору нас поднимали ~внедорожники в которых даже обдув лобового стекла не предусмотрен. Ездят какие-то трёх колёсные тарантайки; мотто и вело рикши, попадаются машины представляющие собой раму без кабины, кузова (платформа на колёсах). Грузовики все подвергнуты индийскому тюнингу (смотрите фото). По 10 человек в одной легковой машине – норма. 4 человека на мотороллере тоже ни кого не удивляют. А сколько их залазит в грузовик… И как всё это ездит... Кошмар. Тормозят практически в бампер; разъезжаются на расстоянии нескольких сантиметров; обгоняют в повороте и на серпантине; при этом слепят фарами и сигналят, сигналят, сигналят... Реально СТРАШНО! У большинства машин зеркала либо сложены, либо удалены, т.к. иначе они увеличивают габариты машины. При всей кажущейся анархии на дорогах аварий практически нет. Водят машину мастерски.

И ещё один важный момент:

ехать в Индию на 2 недели - кощунство. Поездка должны быть минимум 3-х недельной.

Бюджет

Здесь есть описание: http://ulyot.narod.ru/bir2009/index.html
Цены на билеты: http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=525409

Мне билеты, виза, страховка и расходы на хлопоты организатора обошлись в 27 тыс.руб.
Там потратил $400 это с учётом покупок в Дюти фри
(снимал 2-х местняй номер, объедался мясом, накупил футболок и подарков, дважды ездил в Драмсалу, в большом кол-ве приобретал ништяки, вкусняшки, алкоголь, колу, фрукты и т.д.).

Подъём на старт получался в среднем 100 рупий с человека.

Питание по системе Ни в чём себе не отказывай ~ до 250 рупий в день.
Завтрак 50 рупий.
Пообедать можно на 100 рупий.

Жильё (2-х местный номер) 280-300 рупий за сутки. Если жить в двоём, то дели на 2.

За 1 доллар дают 49 рупий.

Ещё сюда фотографий кинул:
http://geptner.ucoz.ru/photo/1


Гептнер Виталий

Украдено отсюдова, комментарии можно оставить тута.

Истории

Форум

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz