Снаряжение.

Ежли ты парапланерист со стажем и в твоей голове уже вертятся двойки-тройки, спортивные подвески и пр., сия статья не для тебя.

Учитывая многократный неудачный опыт покупки снаряжения (в том числе и мой) позволю себе дать пару советов начинающим:

Крыл. Основной предмет парапланериста от которого кроме полученного удовольствия будет зависеть в немалой степени его благополучие. Посему основной критерий - безопасность. Специально для того, чтоб злые продавцы не водили нас за нос существует несколько систем сертификации.

На сегодняшний день наиболее авторитетной, с бОльшим количеством тестов - система DHV.

  • 1- наиболее безопасный купол.
  • 1-2 купол "пилота выходного дня".
  • 2 - полуспортивное крыло.
  • 2-3, 3 - спортивные купола.

Система AFNOR. По этой системе, видимо поскольку она дешевле, сертифицируются СНГовские купола.

  • Стандарт - учебные купола и купола пилотов выходного дня.
  • Перфоманс - полуспортивные.
  • Компетишн - крылья для опытных пилотов-спортсменов.

Как правило пилоты приравнивают 1, 1-2 к Стандарту, двойку к Перфомансу, а 2-3, 3 к Компетишну, сие есть не очень верно, поскольку системы разные и в их основу положены разные тесты.

Сертификация по той или иной системе не отражает летных качеств купола. То есть конечно мы понимаем, что принося в жертву безопасность конструктор хочет получить лучше какие-то летные качества, но случается и так, что свежий 1-2 или стандарт летает лучше, чем двойка или даже Компетишн середины 90-х. К сожалению я не встречал объективной информации по ЛТХ разных крыльев.

Для того что бы крыло сертифицировать, кроме всего прочего производитель должет отвалить немалую копейку, сделать это может (хочет) далеко не каждый пошивец куполов.

Кроме прочего можно обратить внимание на цвет.

  • Красный, желтый цвет будет гораздо лучше виден при плохой видимости, скажем в тумане, туче или сумерках. Так же его будет гораздо легче обнаружить где-нить в лесу или в горах на склоне, ежли с вами не дай бог конечно, что-нить приключится.
  • Синий, фиолетовый более практичны, меньше выгорают, дольше служат.

Беру на себя смелость порекомендовать следующие аппараты. Аппараты сортированы по степени популярности у наших пилотов (чтоб никого не обидеть). Представлены СНГовские производители.

  1. "Гриф" московской фирмы ASA. К сожалению компания-производитель не сертифицировала сий купол, но поговаривают что он скопирован с Карбона известной немецкой фирмы "Нова" сертифицированного по DHV 1-2. В отличии от своего предшественника он имеет триммера, на которых срывные режимы могут проходить совсем по другому, посему ними пользоваться нужно аккуратно.
  2. "Айвенго" фирмы "Параавис". Сертифицирован как Стандарт. По отзывам пилотов отличный паритель, но скорость, в том числе и на акселераторе оставляет желать лучшего, что в наших условиях может дорогого стоить.
  3. Мой любимый "Селект" Киевской фирмы "Аэрос". Сертифицирован Afnor как Стандарт. Производитель и собсно тест-пилоты Afnor честно предупреждают, что купол не рекомендуется пилотам с налетом менее 50 часов. Основной недостаток купола - слабо растет нагрузка на клевантах перед входом в свал, чему на западе сейчас уделяется пристальное внимание. Зато и скорость и парючесть на высоте.
  4. "Дискавери-2" Харьковской фирмы Sky-Country. Сертифицирован (стандарт) только один размер 27 кв.м., что конечно дает повод надеяться что и остальные размеры соответствуют данной степени безопасности, но пока это, увы неподтвержденные предположения.
  5. "Марлин" от "Параавис". Как и "Селект" не рекомендуется пилотам с налетом меньше 50 часов. Отличается достаточно большой для "Стандарта" скоростью.
  6. "Гольф" скорей потянул бы на единичку по DHV, и это пожалуй самое дешевое отечественное крыло.

Если позволяют средства, можно обратить внимание на купола фирмы "Нова", "Озон"

Из несертифицированных и не представленных у нас в городе куполов: Скиф, Гольф-2, производители позиционируют их как купола для пилотов выходного дня.

У всех куполов есть "весовая вилка", т.е. самый малый и самый большой вес в пределах которого купол соответствует заявленной степени безопасности. Вилка как правило указывается для системы пилот+ снаряжение+собсно крыло. К весу пилота снаряжение с крылом добавляют 15-20 кг. Доминирующие мнение, что купол нужно выбирать по верхней весовой вилке. При уверичении веса растет скорость, падает парючесть, хорошо наполненный купол сложит с меньшей вероятностью, но в опасных режимах купол будет себя вести резче, быстрее, протекать режимы будут опасней.

 

Подвесная система (подвеска). Из того что я лично видел мое мнение о цене-качестве однозначно: AVA-Sport Cruizer. В любом случае при выборе подвески следует обратить внимание на наличие хорошего протектора, который может очень облегчить встречу с землей. При выборе подвески пристальное внимание обратите так же на:

  • Размер. Даже если размер соответствует что бы попа не ерзала на сиденье, а то рулить будет неудобно.
  • Наличие большого заднего кармана, чтоб рюкзак туда свободно помещался.
  • Наличие боковых карманов, чтоб туда можно было затырить что-нить необходимое в полете, фотик например, рукавицы, веревку и пр.
  • Подвесная система не должна быть очень лежачей, что бы уменьшить сопротивление воздуха такие подвески делают для спортсменов, с такой подвеской опасные режимы будут опасней :)
  • Я бы отдал предпочтение подвеске с передним расположением запасного парашюта. За несколько большую безопасность правда в этом случае прийдется заплатить некоторыми неудобствами.

Запасной парашют. Тяжело что-нить советовать, сам, тьфу-тьфу, не пользовался и не хочу пользоваться, но запаска греет душу неплохо. Есть подозрение, что в наших городских условиях лучше иметь управляемую, при наличии, конечно стропореза. А еще лучше две :) - управляемую и простую. При некоторых режимах лучше когда запаска на пузе (впереди), но это зависит от подвесной системы.

Теория круглого парашюта со втянутой вешиной давным давно известна, и здесь не стоит заморачтваться дополнительными фенечками типа карманов для быстрейшего раскрытия, или суперткани, или щелей, за дополнительные 200-400 евроденег, которые может и снизят время раскрытия, или повысят стабильность спуска, но в малой степени - доли секунды на раскрытии важны когда вводишь парашют на предельной высоте, а стабильность спуска может быть обеспечена в спокойном воздухе и в термичку является лотереей.
Управляемых запасок типа крыло или однооболочковых, ни разу живьём не видел. (Инструктор Судаков Андрей)

Прибор-анемометр. Динамик приедается быстро и возникает желание улететь высоко и далеко, а без прибора сие сложновато. Приборы существенно отличаются по цене, но из всех наворотов, которые обещает бОльшая цена рекомендую обратить внимание на компас, поскольку когда залетаешь в тучу, туман или снежный заряд зачастую о направлении можно судить только с помощью этого прибора.

Приборы с компасом и без имеют разницу в цене около 30 евриков, и прежде , чем покупать какой-либо надо взять, и сравнить, что есть , оценить интерфейс, понять какие функции первоочередной важности, насколько хорошо читается информация с экрана, насколько просто добраться в полёте до нужной страницы меню, если конечно их надо переключать. Не покупать прибор купавшийся в солёной воде - глючит. (Инструктор Судаков Андрей)

Шлем. Обязательный атрибут парапланериста, лучше с интегралом (подбородком), но если возможности купить интеграл нет, можно рискнуть челюстью.

Мнение о приоритете закрытого шлема над открытым не единственное на свете. Моё , например, противоположное. (Инструктор Судаков Андрей)

Обувь. Часто парапланеристы пренебрегают обувью, и очень часто расплачиваются сломанными ногами. Обувь должна быть с толстой подошвой, которая спасет при посадке на колюще-режущие (бутылок битых у нас на склонах...) и с высоким фиксирующим голеностоп голенищем. Лучший вариант - специальные парапланерные ботинки (напр. "Ханваги"). Здесь предусмотрена аммортизирующая подошва, что бы смягчить удар о землю и спасти кости от компрессионного перелома, высоким жестким голенищем, которое спасет от травмы голеностоп. Стоит такая обувь недешево. Нормальный вариант зимой - сноубордические ботинки. Летом минимум "берцы", правда голеностоп они фиксируют недостаточно жестко.

Про обувь тоже есть мнение - специальная пригодна для специальных целей, и есть смысл при невозможности приобретать для каждого вида спорта пару обуви, обратить внимание на треккинговую в линейках таких фирм как LOVA, LA SPORTIVA, DOLOMITE, TREZETA, GARMONT, ZAMBERLAN, из которых можно выбрать, а не покупать одну модель HANVAGов (или две). При выборе адо обратить внимание на жёсткую подошву, желательно VIBRAM, высоту ботинок, и крепкие бока в районе голеностопного сустава - отличительная черта хороших ботинок, желательно присутствие мембраны и резинового ранта. (Инструктор Судаков Андрей)

Очки. Весьма полезная вещь в солнечный день, особенно зимой, когда яркий свет буквально слепит. Тут одна рекомендация - пластиковые небьющиеся стекла.

Про очки могу сказать, что это такя штука, которая создаёт иллюзию комфорта, летя в очках помните, что вы не в безопасности , а всего лишь защищены от ветра и прочего, а так же они ограничивают обзор. (Инструктор Судаков Андрей)

Одежда. Тут все не так критично. Можно летать и в джинсах - рубашке, главное, что бы руки-ноги не были голые. Достаточно плотная ткань может в неплохой степени предотвратить от порезов и царапин. Для парапланеристов шьются различными фирмами комбинезоны - вещь достаточно практичная и удобная.

Перчатки. Летом подойдут любые, например из хозтоваров по 5 р. пара. Зимой в первую очередь мерзнут руки, посему они должны быть теплые и непродуваемые. Дешевых вариантов мне видеть не приходилось, как правило они или продуваются, или расползаются.

Аварийный комплект. Аптечка, нож-мультик с пилой и плоскогубцами, веревка. Веревка может неплохо выручить при посадке на дерево, которые у нас ой какие высокие.

Дополнения слизаны с форума, конкретно отсюда.

 

Hosted by uCoz