26 апреля 2008 г.

Вячеслав. Летает второй год. В какой-то момент начало сдувать, он принял решение садиться в огороды. Но усиление было достаточно сильным и он понял, что в огороды сесть не успеет. Где-то в этот момент ситуацию усугубило фронтальное сложение, из за потери высоты получилось так что что бы избежать посадку на провода Вячеславу пришлось отвернуть и снестись по ветру. Двигаясь по ветру он столкнулся с высоким тополем, от удара о ствол получил перелом.

Пилота пришлось долго снимать из-за того, что дерево было очень высокое.

Справедливости ради - сам не присутствовал, ситуацию знаю со слов очевидцев.

Есть другие мнения

Виталий Гептнер. :

Слава летает с прошлого года.
В субботу участвовал в полётах со старта в Хабарском. Крыло Axis Pluto (если ошибаюсь, то поправьте); подвеска AVA Sport Scandal; каска; ботинки с мягкой подошвой, не фиксирующие голеностоп.
Была сильная термичка. Ветер северо-западный. Летая справа от старта Слава завис над огородами, метрах в 30-и от перегиба склона и пытался пробиться вперед через ветер. Получил фронтальное сложение. На выходе из сложения не удержал крыло от разворота, в результате чего, полетел по ветру. Купол повис на ветвях тополя, а Слава ногой ударился в ствол. Получил открытый перелом ступни. На дерево Славе подняли обезболивающее (Кетанов в таблетках).
Сразу была вызвана скорая помощь и пожарные для оказания помощи в снятии Славы с дерева. Они приехали ориентировочно через час, как раз к тому моменту, когда Славу удалось спустить с дерева. Спускали Славу на автомобильных тросах и веревке полученной от местных жителей. На дереве работал А.Судаков.
Работники скорой помощи вкололи Славе обезболивающее и зафиксировали сломанную ногу, после чего доставили Славу в хирургию г.Богородск, где был сделан снимок. Врач сообщил, что перелом сложный (сломана часть кости, которая входит в сустав). Врач порекомендовал: в случае наличия возможности, организовать лечение Славы в ГИТО. Вопрос с размещением в ГИТО решил Рома (Роме огромное спасибо). Славу подготовили к перевозке в ГИТО (загипсовали ногу в том вывернутом положении, в котором она находилась после перелома). К моменту приезда Славы в ГИТО готовилась операционная. Везли Славу в лежачем положении. Сразу по приезду в ГИТО, Славе сделали операцию и положили его в 4-х местную палату на вытяжку.

Моё мнение:
1. С имевшейся квалификацией, с учетом погодных уловий полёт нужно было перенести на вечер (снижение термической активности).
2. Не подходящая для парапланеризма обувь.

Всё остальное было не так важно.

Не берусь утверждать, что можно было сделать в момент, когда Слава не мог пробиться против ветра. Возможно нужно было сложить уши (и сноситься спиной вперед, раскачивая параплан, с большим снижением); возможно нужно было разворачиваться по ветру и лететь на посадку за деревню, возможно что то еще...
__________________

Для себя я еще раз подтвердил выводы:
1. Не уверен - не взлетай.
2. Правильные парапланерные ботинки - не роскошь, а необходимость; съэкономишь на ботинках - потеряешь на лечении.
3. Складывается любое крыло, в т.ч. Standart, DHV1, и т.п.
4. Нет денег на страховку - не трать деньги на параплан. Срочно застраховаться...
5. Купить 30 метров веревки + восьмерку.
6. Компанией меньше 3-х чел. не летать.
7. Знать телефон платной скорой помощи.
8. Иметь с собой в подвеске стерильный бинт, обезболивающее, противошоковый препарат и т.д.

Судаков Андрей:

То же, ракурс с воздуха

Около 14.00 ветер С-З 3-8м/с пик термической активности
В воздухе я на тандеме, и Слава на Плуто в моём коконе, поскольку у него нет пока запаски, попросил мою подвеску и в течение дня в ней летал. По моим оценкам его квалификации хватало для полётов в такую погоду, сложений и неадекватных действий пилота не наблюдал.

Единственым странным действием его за день был опасный маневр в начале дня : готовя к старту ученика боковым зрением замечаю резко оказывающийся в спирали аппарат, над деревьями в центре стартовой ложки, чуть не задевая куполом крон, выполаживает спираль и по касательной втыкается в склон под деревьями с остаточнной скоростью порядка 3-4 м/с без последствий, но маневр опасен даже для акропилота. Иду к нему, разбираться в причинах, оказывается после более глубокого чем обычно воздействия клевантой, пилот обнаружил, что крыло находится в спирали, отсюда вывод - даже если ему и помог какой-то пинок , тем не менее дальнейшее развитие маневра он не остановил, значит при резких маневрах не успевает вовремя среагировать, или ещё пока не умеет этого. Что в общем понятно при его налёте порядка 40 часов в довольно спокойных условиях. Высказал свои рекомендации -останавливать то что с тобой пытается сделать атмосфера вовремя, использовать при необходимости весь ход клеванты, следить за тенденцией движения крыла постоянно, чтоб не обнаружить "вдруг" себя в резком маневре.

Восходящие потоки позволяли просто стоя против ветра забираться метров на 300. Что все и порделывали с разным успехом втечение дня, а те кто умел, обрабатывали их и улетали с приличным набором.
На момент, когда Славу начало сдувать он сидя в коконе не залез в него ногами, а значит не мог пользоваться акселератором, была бы связь я первым делом это его заставил бы сделать. Но связи не было, вывалившись из очередного потока он попадает в зону слива, имея порядка 70м высоты начинат сдуваться , руки наверху (как он потом говорил пытался сложить уши но я результатов не видел), примерно минуты через две сдувания высота уменьшилась метров до 50 и он оказался за первым рядом домов. Получил ассииетрию слева, выправил, фронталку, почти без потери высоты, и не выходе из неё левый крен, перешедший в спираль. После разворота по ветру, вместо того чтоб протянуть за деревню он доворачивает ещё 90 градусов и через 2 секунды полёта врезается куполом в крону тополя высотой около 30м.

Я приземлился на старт (ветер позволял), и попросив у местных жителей верёвку организовал спуск пилота с дерева Слава держался молодцом, и с вывихнутой ногой и открытым переломом помогал мне перестёгивать и подтягивать себя, вставал на ветки, благодаря этому спустили к приезду скорой. После ещё час снимал крыло.

1 Если ВЫ пилот, то занимайтесь ПИЛОТИРОВАНИЕМ, то есть думайте, оцнеивайте, активно воздействуйте на ситуацию.
2 Вариантов развития ситуации была масса: воспользоваться акселератором (впереди ветер слабее, чем над перегибом, хватило бы одной ступеньки), перелететь деревню по ветру и сесть за ней, дрейфуя боком уйти из зоны усиления ветра за ушедшим потоком (но это можно было применить над гребнем), даже маленькие уши скорее всего позволили бы приземлиться в огород сразу за стартом, а уж большие точно.
Слава говорит, что на выходе из спирали довернул вдоль дороги, чтоб избежать столкновения с проводами, но висел в кроне дерева он выше проводов, а дальше за деревню их нет, то есть с 30м которые у него были можно перемахнуть над крышами, и успеть сесть в поле за деревней хотябы боком к ветру.
3 Несообразная ситуации заторможенность действий пилота привела к тому, что продолжая дугу спирали с рассчётом на доворот против ветра на посадке, он после прекращения вращения имел около 2 секунд до столкновения с деревом, и мог только глубоким движением левой клеванты спровоцировать негативный вираж с разворотом против ветра, уменьшив таким образом скорость столкновения, либо вообще его избежав. Но у Славы как и у большинства пилотов нет навыков такого пилотирования, следовательно ещё находясь во вращении надо было оценить куда будет выходить. Предполагаю, что тут мог сыграть свою роль эффект туннельного зрения в стрессовой стуации и угол его зрения в спирали был менее 90 гадусов.
4 Естественно правильная обувь не позволила бы разорваться суставу, и уменьшила вероятность перелома.
5 С медикаментами, верёвками, ножовками - на старте обязательно.

Мнения пилотов взяты отсюда.

Форум

 

 

 

Hosted by uCoz