Динамик + поток.

Из разговора с НН парапланеристом.

  • Вон видишь, поток по реке идет?
  • А почему он по реке ползет, а у склона поднимается?
  • :-)

С удивлением обнаружил, что многие летающие не представляют себе что есть поток, как устроен и с чем едят.

На сию тему написано много книг, (см раздел ссылки). Но буржуи неплохо расписывают свои склоны. Скажем в "Книге термиков" целая глава про Альпы и ни слова о Ветчаке :). С целью исправить сию несправедливость посвящаю эту страничку нашим склонам. А собственно процессы, сопровождающие прохождение потоком склона.

Классически склоном называют гору, у которой есть наветренная сторона (где динамик) и подветренная, где злой ротор, которым и пугают начинающих парапланеристов. У нас же не горки, а именно склоны. А значит подветренного ротора нет и бояться нечего :).

 

 

Сначала немного общей теории

рис 1.

рис.2

Итак, слой приземного воздуха на соответствующей подстилающей поверхности прогревается. "Для отрыва теплого воздуха от земли необходима разница температур примерно 2 градуса или больше" (Книга термиков)

Но только разницы температур недостаточно для схода термика. Это пока еще достаточно большая масса воздуха, она "прилипает" к поверхности земли наподобии резиновой "прилипалки", необходимо какое-то внешнее воздействие (триггер), что бы эта масса начала подниматься. Как правило это какое-то препятствие на которое теплый воздух нагоняется ветром: лес, здание, холодный воздух скопившийся над менее теплой поверхностью и т.д

Поэтому, скажем в дни со слабым ветром термики гораздо шире, чем в дни с сильным. (при прочих равных условиях). В условиях близких к штилю над раскаленными крышами промзоны напротив Сурикова скапливаются огромные массы перегретого воздуха, в результате оттуда могут сходить смерчи, которые, правда хапнув холодного воздуха с реки как правило "раскручиваются" около середины Оки.

рис. 3

Наткнувшись на триггер вся эта байда устремляется вверх.

рис.4

Типа схематическое изображение потока. Поскольку воздух, поднимаясь не может оставить под собой пустоту, это пространство заполняется воздухом с прилегающих к нему территорий и вытесняемым сверху. Если подсасываемый воздух теплее окружающего - термик продолжает жить, если холоднее (например с реки) - процесс постепенно замедляется и может прекратиться совсем (в дни со слабым ветром и несильными термиками хорошо видно, как потоки "умирают" на середине реки).

Стрелки в потоке показывают движение воздуха в потоке и около него относительно фонового ветра, посему, что бы получить скорость движения воздуха относительно земли к скорости движения воздуха в потоке прибавляем скорость ветра (внизу)

Намеренно нарисовал поток без слива с наветренной стороны. Часто бывает, что его там нет, а в книжках их рисуют везде со сливом со всех сторон. То бишь слив в нижней четверти как-то обязательно присутствует (зона Е), но выше он есть не всегда.

Итак, по мере прохождения потока, мы проходим следующие зоны.

A, B Ослабление, стихание или даже попутный (в нашем случае) ветер. Перед потоком как правило самый сильный нисходящий поток. Все сие вкупе и дает клевок вперед при входе в поток на небольшой высоте. Его лучше своевременно погасить, в сильную погоду это нужно сделать достаточно энергично, поскольку вход в поток может достаточно энергично дернуть купол вверх-назад и если попасть в резонанс, купол отбросит назад (в нисходняк) и можно получить полный срыв потока или каскад сложений (кто видел, как Леша Бубнов на Сурикова падал?)

Ну с ядром потока все понятно, его нужно обкручивать, буквой обозначать не стал. Ежли крутить не стал, или крутил-недокрутил, переходим дальше...

C - Скорость подъема начинает снижаться, зато увеличивается встречный ветер.

D - как раз здесь (и слева от нее, где уже идет нисходняк) наблюдается наибольшее усиление ветра - наша любимая рябь на воде, по которой мы можем видеть поток. На самом деле здесь уже подъем не такой большой, как в центре потока, в котором рябь может быть слабее или отсутствовать вовсе.

E - ну нисходняк, он и в Африке нисходняк. Только в нашем случае он еще сдобрен сильным встречным ветром. Поскольку ветер здесь не меняет направления, то клевок при выходе из потока в эту сторону вызван опускающимся воздухом или просто выходом из зоны поднимающегося воздуха в воздух с отсутствием вертикальной составляющей. Этот клевок не такой сильный, как справа (с подветренной стороны потока).

рис. 5

 
Перед тем, как перейти к самому главному, следует еще вспомнить, что ветер у склона как бы складывается и над вершиной его скорость в 1,5-2 раза выше, чем скорость фонового ветра.  

рис.6

Итак, подошел поток к склону. Ситуация в точках С, D и Е по сути не изменилась.

В точке А, которая переместилась нужно сказать выше, скорость ветра нашем случае составляет 2 м/с, пилот находящийся на высоте над склоном начнет двигаться вперед (мин скорость параплана ок 6 м/с) и вниз, хотя до этого возможно висел на месте. В случае, показанном на рисунке, скорость снижения составит ок 3 м/с (2 нисходняк и ок 1 - скорость снижения зажатого аппарата), что около склона весьма существенно. За 5 секунд, например, теряется 15 метров высоты. Ситуация усугубляется тем, что пока купол не разогнался относительно воздуха, он очень плохо слушается "руля" и иногда вообще нет возможности совершить какой-либо маневр. А если вы висите в 7-10 метрах над деревьями?

Не раз видел развешенные на деревьях парапланы и слышал рассказы о том, что "вдруг потащило вниз".

В точке В ветер сильно ослабеет, стихнет (наш случай), может вообще наблюдаться попутный ветер. Пилот, стоящий на старте с поднятым куполом в любом случае почувствует, как купол потянуло вперед. Этот момент считается лучшим для старта, попадаешь в самое начало потока с максимальной высотой. Правда встреча с термиком здесь достаточно бурная и не стоит забывать что совсем рядом земля и что она твердая.

рис.7

Но время идет, поток смещается и тут просыпаются те, кто стоял и прикалывался над тем, кто стоял на кромке с куполом :). Их ожидают немного другие расклады.

В зоне старта С возникают роторы, из-за чего сложно поднять купол с площадки за склоном. Зато купол замечательно поднимается со склона. Кто сумел поднять с площадки, или догадался выпереться на склон, сразу попадают в зону хорошего подъема, сопровождающегося правда неслабым усилением (складывается усиление вверху склона (помним рис. 5?) с горизонтальной скоростью потока)

Так же интересно, что непосредственно над пологой частью склона на небольшой (до 30-50 м.) восходящие потоки слабые (могут быть меньше скорости снижения параплана, то бишь пилот полетит вниз). И хотя мысленно проведенная ось от соответствующей тучи, или от стаи крутящих птиц заканчивается здесь, в зоне динамика подъем значительно лучше.

Интересная ситуация складывается и в зоне D. Здесь мы тоже наблюдаем усиление и хорошие восходящие потоки. Мне пару раз удавалось стартовать и вылететь от нижнего колодца на Сурикова. Справедливости ради нужно отметить, что раз десять силы потока не хватило и пришлось топать с самого низа :(. Да, один раз недооценил скорость усиления в потоке и пролетел спиной вперед вдоль склона, на высоте ок. 2-х метров, раздвигая небольшие деревца карманом подвески. Хорошо, успел погасить купол и наверх не выкинуло...

рис. 8

А поток идет дальше ....

Чтобы очутиться в зоне А и В нужно настоящее мастерство :)), а настоящие мастера сии опусы не читают, поэтому рассматривать эти зоны не будем.

Зато типична ситуация, когда пилот накрутивший в потоке желает вернуться к склону. Итак, пилот, возвращающийся из зоны С выйдя из потока встретит относительно небольшой нисходняк (клевок) и будет двигаться с неплохим (относительно того, кто в зоне D) качеством, борясь только с фоновым ветром, пока не попадет в нижнюю четверть потока.

Самая изюминка кроется над склоном. Зона D у нас как раз самая горловина воронки. Воздух, замещаяя массы, поднявшиеся в потоке разгоняется до приличной скорости. Да еще складывается с фоновым ветром. Ну и усиление от динамика... Интересна судьба пилота, покидающего поток на приличном расстоянии от перегиба на небольшой высоте. Нисходняк он встречает не сразу, подсасываемый потоком воздух извне еще имеет вертикальную составляющую, которая уменьшается по мере удаления от центра потока. Зато существенно прибавляет горизонтальная составляющая, которая складываясь с ветром может представлять собой непреодолимый даже на акселераторе барьер. В какой-то момент подъем исчезает и появляется нисходняк, тем меньший, чем ближе к земле, но родную-то скорость снижения параплана никто не отменял. В результате можно осесть где-нить ... ну сами знаете городские склоны.
Например
на Минина. или на Сурикова.
Однажды из четырех пилотов, крутивших на Сурикова метрах около 300 над стартом и 400 за стартом в сторону Гагарина к склону смог вернуться только один (я :) ) причем потом понял, что совершил ошибку, которая могла дорогого стоить, если бы нехватило буквально 10 метров высоты.
Усиление за потоком тем больше, чем выше и сильнее поток. Встречал неперелетаемые усиления в почти штилевую погоду. Однажды спокойно летал над Окским на 600м., и наблюдал как внизу народ не может стартовать из-за дульника.

А в это самое время в зоне Е, за счет этого самого подсоса ветер усиливается и возникают условия для динамика, который, поднимает на гораздо меньшей высоте, чем в обычном динамике при такой же силе ветра. Такой динамик закончится как только поток уйдет дальше. Попытки крутить (сзади вверху наворачивают те кто улетел раньше) могут закончится нехорошо, особенно если попасть в зону усиления над склоном.

Еще раз суммарно. Парапланерист, висящий у склона в динамике, встречая поток проходит следующие этапы:

  • Перед потоком. Ветер ослабляется/стихает/может быть попутным. Нисходняк, купол потащит к центру потока (клевок вперед). Если поток узкий и сильный уже по этому движению купола легко определить направление центра потока. В этот момент можно поймать ассиметричное или фронтальное сложения.
  • Вход в поток. Заброс купола назад. Довольно часто попадает в резонанс с клевком перед входом в поток. Если наложить на это неумелое пилотирование, именно в этот момент можно отгрести полный срыв потока/негатив, и последующий каскад который будет развиваться в аккурат на границе минусов и плюсов, что добавит свою изюминку в дискотеку.
  • Поток. Горизонтальная скорость ветра в ядре по идее должна совпадать со скоростью фонового ветра.
  • Выход из потока. Плюсы постепенно (иногда резко) становятся минусами. Возможны сложения, но менее вероятны, чем с наветренной стороны.
  • А потом нисходняк и усиление ветра.

Ну и несколько выводов из вышенаписанного:

  1. Для набора высоты поток лучше всего заставать как только он подходит к склону. Раньше встретишь - выше улетишь. Правда стартуя в нисходняк перед потоком можно здорово наколоться, натаптывая тропинку, пока другие крутят "твой" поток..
  2. Уходя на малой высоте с потоком (особенно с концом потока) можно к склону и не пробиться.
  3. При сильной термической активности, (А, верх В по шкале NОАА), даже при несильном ветре, иногда почти в штиль в хвосте потока может сдуть! Такие потоки очень неровные, может не только сдуть, но и сложить.
  4. Если сила потоков настолько велика, что может сдуть, лучше поток встречать подальше от склона (перед склоном), где нет усиления от динамика, а иногда вообще на земле с уложенным крылом.
  5. Если начинает сдувать над кромкой на небольшой высоте следует предпринять следующие шаги:
    • Если поток узкий (видно по размеру ряби на воде) можно попробовать свалить в сторону, если же нет
    • взять направление строго от склона - несмотря на очевидность этого шага буквально пару дней назад (4.10.2006) Вася резался не от склона а против ветра (ветер был ЮЗ на Сурикова). Результат - дерево и порванный параплан.
    • Выжать акселератор.
    • Если полет проходит уже над деревьями - уши складывать не нужно - скорости на учебном куполе это не добавит, а запас высоты может пригодиться когда пройдет поток.
    • Приглядеть место для посадки. На тополь лучше не садиться, береза предпочтительней.
    • Между ротором и деревом я бы выбрал ротор. Шансы покалечиться одинаковые, зато купол снимать не нужно :). (это мое личное мнение, многие со мной не согласятся)
  6. Если уж очутился на малой высоте в потоке над городом возможно лучше продолжать накрутить побольше и
    • в почтиштилевую погоду можно будет попробовать вернуться с большей высоты.
    • лететь через город. Метод экстремальный, настоятельно не рекомендую использовать без крайней необходимости.
    • ну или искать посадку в городе. Впрочем видеть посадку нужно в любом случае.
  7. Крутить "хвост" потока практически бесполезно. Максимум - повисеть в динамике.
  8. В термичную погоду лучше держаться подальше (повыше) от деревьев, особенно если подходит поток.

Все написанное выше не догма, а предмет обсуждения. С удовольствием выслушаю замечания-поправки тех, кто сумел дочитать до конца :). Высказаться по существу можно здесь.

Кой че наковырял в Книге термиков. Чуть не в тему конечно, но знать нужно.
Книга термиков, стр 66. Прям вылитый "электрон" :)
там же стр. 67  

 

Форум

На главную

Hosted by uCoz